Вторую голову брать будете?

Футбол без тренера представить нереально. А пилоты во всеуслышание признаются в отсутствии тренера не краснеют. Как гонщики обходятся без головомоек в раздевалках, «Чемпионат» решил узнать на примере российского кольца…

У среднего гонщика много способностей повысить свои шансы на фуррор. Можно пересесть на другую, наиболее скорую машинку: например, в самой стремительной, дорогой и престижной категории российского кольца - классе «Туринг» - авто Бмв смотрятся на порядок лучше, чем Lada Granta и Seat Leon. Ежели в машине колебаний нет, можно поменять команду - на ту, где механики не будут забывать пассатижи в картере коробки. Можно уделить завышенное внимание работе с опциями и научиться выжимать из машинки максимум, уверенно подгоняя её к имеющимся в гонках неизменным и переменным - стилю езды, особенностям трассы, погоде…

В конце концов, работать можно над собой: ведь вроде бы резв ты ни был, постоянно есть возможность стать хоть на 10-ку, хоть на сотку с круга, но ещё скорее. Но может ли гонщик (например, накануне запланированного на наиблежайшие выходные шага РСКГ в Казани) самосовершенствоваться без сторонней помощи - либо сиим действием непременно должен кто-то управлять?

Один из аспектов - в том, что в серьёзных гонках рядом с пилотом по умолчанию есть спец, который день за деньком и шаг за шагом помогает двигаться вперёд. Гоночный инженер - человек, который иногда очень отрывочные и расплывчатые чувства водителя конвертирует в определенные указания механикам и четкие числа. Он знает, как при помощи опций вынудить машинку меньше плужить и активнее мести хвостом. Он с лёгкостью прочитывает графики телеметрии, которые для почти всех гонщиков являются тёмным лесом. Он - или человек-компьютер, или корифей чёрной гоночной магии.

Потому почти все пилоты считают, что грамотного гоночного инженера для счастья полностью довольно. Например, для выступающего в классе «Туринг-Лайт» петербуржца Сергея Коронатова самосовершенствование складывается из 2-ух принципиальных составляющих: наката и общения с гоночным инженером.

«Накат я 'добираю' в рамках итальянского Кубка Seat Leon, который завлекает неплохими трассами, сравнимо низкими ценами и минимумом логистических заморочек, - ведает пилот команды 'Зенит Моторспорт'. - А что касается работы над ошибками, то все ошибки видны на телеметрии. На данный момент основная моя неувязка - торможения. То не прожимаю педаль до конца, то торможу очень рано, из-за чего же в некий момент машинка движется накатом - а в гонках такового быть не должно».

В общем, логично, что без тренера часто обходятся как удачные гонщики, так и начинающие. Например, нет тренера у Миши Грачева, работающего чемпиона «Туринга» и фаворита общего зачёта, который в сегодняшнем сезоне - если б не «наказания» в виде балласта либо переворачивания первой шестерки на старте 2-ой гонки уик-энда - просто мог бы выиграть 6 заездов из 6 состоявшихся.

«В различное время мне помогали различные люди, но человека, которого я мог бы однозначно именовать своим тренером, не было никогда, - ведает Миша. - Ежели же говорить о человеке, к мнению которого я постоянно прислушаюсь, то данной для нас мой отец. Он ведь был рядом на всех шагах моей карьеры - начиная с картингом и заканчивая победой в чемпионате России».

В то же самое время без тренера обходился и обходится Владимир Мельников, за плечами которого один-единственный кольцевой сезон. «Я не занимался ни в которых академиях вождения и даже в автошколе сдал экзамен экстерном, - говорит Владимир. - А управлять каром научился по книжкам доктора Цыганкова». Не поспоришь, что научился: на прошлом шаге РСКГ в Нижнем Новгороде, в первый раз сев за руль немолодого уже Ford Fiesta, москвич уверенно держался в первой тройке класса «Туринг-Лайт» - и приехал бы на подий, если б не затроивший мотор.

Для кого-либо отказ от услуг тренера - осмысленное решение. А кто-то просто не считает необходимым растрачивать на «лишнего» спеца средства. Ведь консультации грамотного тренера могут обойтись в приличную сумму - в 50, а то и 70 тыщ рублей за выходные. Естественно, актуальность таковых услуг во многом зависит от опыта самого пилота и уровня его мастерства.

Команды и механики бывают различными, и у начинающих спортсменов тренер часто играет роль менеджера. Он знает, что к этому коллективу не было претензий в протяжении крайних пары лет, а вот в той команде совладельцы рассорились вместе - и навряд ли стоит ожидать, что посматривающие на сторону механики будут делать свою работу совершенно. Да и конкретно на трассе тренеру есть чему обучить собственного подопечного - причём иногда речь идёт никак не о каких-либо хитрых тонкостях.

«Мне помогает узнаваемый раллист Миша Кривоспицкий, - ведает Станислав Минский, пилотирующий Seat Leon класса 'Туринг'. - Под его управлением я обучался приёмам контраварийного вождения на обыкновенном дорожном каре, позже дело дошло до гонок… И вот в один прекрасный момент, сидя справа от меня, Миша направил внимание, что при работе с педалью газа пятка моей правой ноги висит в воздухе. А нужно упираться ей в специальную площадку - тогда педалирование выходит наиболее уверенным, газ можно дозировать точнее…» Такие детали трудно отследить на телеметрии.

Вместе с тренерами, стоящими у края трассы, и тренерами, сидячими справа, бывает и особенный вид тренеров - тренеры, которые сами садятся за руль. Пожалуй, самый броский пример такового рода - команда Спорт Racing Technologies, выступающая в классе «Туринг-Лайт». За неё выступают 17-летний Николай Грязин и Борис Шульмейстер, который на старт первой собственной гонки вышел до того, как его сегодняшний товарищ по команде родился.

На данный момент Борис выступает в роли играющего тренера - и по словам Грязина, таковой формат более эффективен: «Всё-таки есть крупная разница меж ситуацией, когда тренер слушает твой рассказ о поведении машинки, и ситуацией, когда он может сам всё ощутить. Причём сделать это по ходу гоночного уик-энда, когда время нахождения на трассе ограничено и ехать нужно на итог, сводя к минимуму всякую раскачку и прикатку».

До крайнего момента взаимодействие тренера и ученика облегчал тот момент, что Николай воспользовался опциями Бориса - не от лени, а без помощи других прочувствовав их эффективность. И только не так давно стал подгонять машинку под формирующийся стиль езды: «Я наиболее агрессивен, потому делаю машинку наиболее шустрой и верткой. У Бориса машинка наиболее стабильна не прощает резких движений рулём».

Вообщем, иногда работать с тренером не считают и бывалые гонщики. Например, очередной пилот класса «Туринг-Лайт», Андрей Севастьянов не много того что выступает в гонках практически 30 лет - в свое время прошёл обучение по специальности «тренер по автоспорту». И тем более у Андрея есть собственный тренер - более опытнейший Антон Захаров.

«Как бы много гонок ты ни проехал, вроде бы отлично ни ощущал машинку - хоть какому пилоту необходимо, чтоб на его езду кто-то смотрел со стороны, - объясняет Андрей. - Например, из-за руля иногда непросто осознать, всю ширину трассы ты употреблял - либо проехал в паре метров от края. Есть множество аспектов, которые впрямую сказываются на времени круга. Да, сервисы тренера - это доп издержки. Но с иной стороны, покрышки тоже стоят дорого. И ежели ты истер набор, не добившись подходящего результата, - считай, выкинул эти шины на свалку сходу опосля покупки. А работа с тренером дозволяет очень отлично употреблять все ресурсы - от покрышек до времени».

Одним словом, услугами тренеров пользуются далековато не все гонщики. С иной стороны, те, кто пользуются, могут привести не один не два примера того, как работа с опытным и наблюдательным спецом посодействовала отыграть не то что толики секунды, а целые секунды. И навряд ли является совпадением тот факт, что все фавориты вышеупомянутого класса «Туринг-Лайт» или пользуются услугами тренеров, или сами тренерами являются. Похоже, в настолько сложном деле, как автоспорт, всё-таки чем больше отлично соображающих голов - тем лучше.

P.S. Очередной шаг Российской серии кольцевых гонок состоится в наиблежайшие выходные на трассе «Казань Ринг». Вход на трассу)схему проезда можно отыскать на официальном веб-сайте автодрома) бесплатный, не придётся платить и за прямую видеотрансляцию на веб-сайте рскг.рф. 1-ая из четырёх гонок дня стартует в воскресенье в 10:30.